Стили руководства бизнесом

Стили руководства бизнесом

Стили руководства бизнесом

Стили руководства бизнесом

Некоторые исследователи выделяют другие черты. К тому же выяснилось, что лидер, эффективным в одной ситуации, оказывается порой беспомощным в других условиях, требующих других качеств, что обусловило необходимость выделения нескольких стилей руководства.

На основе объективных характеристик было выделено три типа лидерства (руководства) — автократический (авторитарный, властно-командный), демократический и свободный (либеральный).

Автократичный лидер принимает решения единолично и в максимально возможной степени «программирует» все действия своих подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Его стилю присущи чрезмерная централизация власти, склонность к единовластного решения как больших, так и мелких вопросов, а также переоценка деловых и человеческих качеств подчиненных. Автократа не следует путать с твердым руководителем, умеющим целенаправленно преодолевать препятствия и при этом может быть твердым, но не жестоким, бескомпромиссным, но справедливым, властным, но не подавляющим, решительным, но не самоуверенным.

В автократа желание командовать и подавлять, добиваться повиновения стоит на первом месте и наносит ущерб интересам дела: он обычно отождествляет себя и возглавляемую им организацию, говоря: «мой отдел», «мой завод», «моя больница» и другие. В нормальных производственных и социальных условиях вред от них явно превышает пользу.

Демократический стиль руководства исторически приходит на смену стилю автократического

Он предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, размерной их квалификации и характера работы, решение производственных вопросов при их непосредственном деятельном участии или как минимум при предыдущем их с ними обсуждении создания руководителем необходимых условий для работы подчиненных, справедливую оценку их усилий, уважительное отношение к людям и заботу об их потребностях. Все это отнюдь не подрывает принципа единоначалия и персональной ответственности за порученное дело, не порождает «анархии», как иногда утверждают сторонники сохранения авторитарных форм руководства и управления.

Читайте  Правила служебных бесед

Напротив, демократический стиль руководства на качественно более высоких основаниях укрепляет реальную власть и авторитет руководителя.

Согласно требованиям времени демократический стиль все больше распространяется, а его элементы занимают все большее место в действиях конкретных руководителей. Однако бывший, устаревший стиль упорно борется за право на существование.

Современный руководитель обязан видеть в каждом из своих подчиненных прежде всего личность во всем многообразии ее человеческих качеств и свойств. Только это дает ему сегодня моральное право на руководство людьми и позволяет эффективно ими управлять.

Но такой руководитель должен и сам обладать незаурядными личными качествами. Одной из проверок, следует использовать при выборе руководителя, должна быть реакция человека на критику, умение осознавать и признавать допущенные ошибки, быть способным к самокритике. Это является показателем широты человека, его уверенности в собственных силах и возможностях, умении общаться с людьми, принимать их мысли, способности посмотреть на свои действия как бы со стороны.

Читайте  Особенности регистрации интернет-магазина цветов

Известно, что склонность к зажиму критики больше свойственна людям заурядным. Именно они, попав на руководящую должность, стремятся окружить себя подчиненными послушными, не слишком умными, но которые всегда поддерживают точку зрения руководителя. Эффективность авторитарного стиля и методов руководства тем выше, чем ниже уровень образования и культуры как руководителя, так и подчиненных.

Чрезвычайная ответственность

Важный юридический механизм, обеспечивающий правовую поддержку демократического стиля руководства — ответственность руководителя за свою деятельность не только (и даже не столько) перед высшей инстанцией, сколько перед управляемым им коллективом. Широкие возможности для этого предоставляет Закон о государственном предприятии (объединении), особенно его положения о выборности руководителей и о полномочиях и порядке образования советов трудовых коллективов.

По любому стилю руководства важна ясность позиции руководителя по отношению к подчиненным. Необходимо создавать и поддерживать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, а этому очень способствуют индивидуальные контакты руководителей всех уровней с персоналом.

Прямые человеческие связи между руководителем и подчиненными сочетают коллектив, повышают готовность сотрудников работать «не за страх, а за совесть».

В известном «Курсе для высшего управленческого персонала», на котором выросло не одно поколение американских менеджеров, методам ведения и организации бесед между начальником и подчиненными посвящено десятки страниц. Некоторые теоретики менеджмента считают, что беседы с людьми играют ведущую роль в успехе начальника.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *